Домой События 30 января — гибель воздушного «Титаника».

30 января — гибель воздушного «Титаника».

0 995

«Осоавиахим-1»  -  стратосферный аэростат, построенный в Советском Союзе.

На этом стратостате, настоящем воздушном «Титанике», 30 января  1934 года  был установлен рекорд высоты:  он  впервые в мире сумел достичь высоты 22 километра над уровнем моря.

Несколько талантливых  ленинградских инженеров  из  отделения  ОСОАВИАХИМ  в 1930 году задумались над  идеей построить новый  стратостат  для покорения рекордных для того времени высот.  Возникшие  финансовые  трудности отодвинули непосредственную работу над проектом, она  началась только в конце через два года.  К середине  1933 года оболочка «Осоавиахим-1» была готова. В августе 1933 года готовый стратостат осмотрела комиссия Гражданского воздушного флота под руководством Спасского и, несмотря на то что люк кабины признали неудовлетворительным по возможности его закрывать, допустила летательный аппарат к эксплуатации.

Для того времени  стратостат  оснастили лучшими на то время приборами, созданными в Главной геофизической обсерватории, часть оборудования подготовили в Радиевом и Физико‑техническом институтах. Биологи  ходатайствовали, чтобы в стратосферу взяли  мушек-дрозофил. Стартовать  «Осоавиахима-1»  должен был 30 сентября 1933 года, но метеоусловия заставили повременить с полётом. Из-за неулучшающейся погоды полёт стратостата по решению Центрального совета Осоавиахима отсрочили до  весны 1934 года. Научную аппаратуру гондолы демонтировали и отправили в Ленинград, оболочку «Осоавиахим-1» сложили и убрали в чехол. Однако члены экипажа  подали рапорт в Центральный совет Осоавиахима с предложением осуществить полёт зимой. ЦСО дал добро, и испытатели стали готовиться к полёту.

30 января 1934 года с 8.00 до 9.00 прошла завершающая предполётная подготовка «ОАХ-1» и было произведено окончательное взвешивание стратостата. Накануне к расчётному весу осоавиахимовцы добавили 180 килограммов балласта. Благодаря использованию манёвренного и аварийного баластов стало возможным поднять полётный потолок до 20500 метров.

В 10.00 Осоавиахим-1» с экипажем в составе трёх человек: командира экипажа Павла Федосеенко, бортинженера  Андрея Васенко и научного сотрудника  Ильи Усыскина  отправился в полет.

Это был первый в истории воздухоплавания зимний полёт стратостата.  Около полудня связь с пилотами «Осоавиахим-1» была утрачена, и о его судьбе ничего не было известно около пяти часов. Около 17 часов покорёженная гондола была обнаружена в 16 км от станции Кадошкино  Московско-Казанской железной дороги около деревни Потиж-Острог Инсарского района Мордовской автономной области. К сожалению  полёт завершился катастрофой, всё оборудование стратостата было разбито, члены экипажа погибли.   Из записей, сделанных Васенко и Усыскиным, следует, что стратостат в 12.33 достиг рекордной высоты 22 000 метров и продержался на этой высоте около 12 минут, после чего начал плавное снижение.

Ппричиной катастрофы стратосферного аэростата стало превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата (около 20,5 км). Вследствие перегрева солнечным теплом оболочки произошёл сброс объёма газа, что затем сказалось на скорости спуска. Снижение происходило слишком быстро, скорость падения стала критической, и на высоте около 2 км произошёл отрыв гондолы от баллона. Дополнительными факторами, повлиявшими на исход полёта, были слабое крепление гондолы, запутывание клапанной верёвки и сложные условия полёта. Комиссия также установила, что удар гондолы «Осоавиахим-1» о землю произошёл в 16 часов 23 минуты.

Все члены экипажа «ОАХ-1» были посмертно награждены орденом Ленина (впервые в  СССР — посмертно).

Нравится(1)
30 января — гибель воздушного «Титаника».
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)

НЕТ КОММЕНТОВ

Leave a Reply